АДМИНИСТРАЦИЯ
ТИСУЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
округа

13.01 2021

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ПИРАМИДЫ: О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ «ЁЛОЧКИ» ПО ИТОГАМ ВПН

ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ПИРАМИДЫ: О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ «ЁЛОЧКИ» ПО ИТОГАМ ВПН

Длина ступеней от самых старших возрастов до самых младших дает представление о влиянии на возрастной состав населения процессов рождаемости и смертности на протяжении длительного времени, а также о влиянии сложившегося возрастного состава на перспективы изменения численности населения в будущем.

Если бы режим воспроизводства населения (уровень рождаемости и смертности) не испытывал каких-либо внешних воздействий, то возрастная пирамида имела бы относительно ровные грани.

Неровные грани возрастной пирамиды отражают изменения в характере прироста и убыли населения под влиянием нарушений в численности и возрастной структуре населения или в интенсивности его воспроизводства, вызванных, например, войной. Такая деформация надолго оставляет след в возрастной структуре населения и, проходя через все более и более старшие возрасты, сохраняется на протяжении практически целого столетия. На возрастную структуру также может влиять и принятие тех или иных законодательных актов (о продолжительности отпуска по беременности и родам, пособии при рождении ребенка, «материнском капитале» и т.п.). В свою очередь нарушения в возрастно-половой структуре оказывают влияние на демографические и социально-экономические явления, волнообразно меняя число рождений и смертей, масштабы трудовых ресурсов и т.п.

Хотя последствия наиболее тяжелых социальных катастроф, пришедшихся на первую половину XX века, постепенно «забываются» возрастно-половой пирамидой, но их следы все еще заметны, и к ним добавились последствия социально-экономических и демографических проблем 1990-х годов.

Наиболее заметные сдвиги в возрастно-половой структуре населения обозначают:

·         снижение рождаемости и рост смертности детей в 1931-1936гг. (голод, эпидемии, репрессии 1930-х годов);

·         потери мужчин в 1939-1945гг. (II мировая война);

·         дефицит рождений в 1942-1946гг. («дети войны»);

·         уменьшение числа рождений в 1962-1971гг. (дети «детей войны», снижение интенсивности рождений);

·         подъем рождаемости в 1981-1987гг. (дети многочисленного послевоенного поколения, меры демографической политики (увеличение продолжительности отпуска по уходу за ребенком));

·         спад рождаемости в 1990-е годы (2-е эхо войны);

·         увеличение рождаемости в 2007-2013гг. (2-е эхо послевоенного подъема рождаемости, меры демографической политики («материнский капитал»));

·         спад рождаемости в 2015-2019гг. (дети рожденных в 1990-е годы).

 

Малочисленное поколение военных лет рождения произвело на свет малочисленных потомков во второй половине 1960-х годов (первичное эхо войны), а те, в свою очередь, должны были сильно понизить число рождений в конце 1980-х – начале 1990-х годов (вторичное эхо войны). Однако, меры демографической политики были предприняты уже в первой половине 1980-х годов, а не на 5-7 лет позднее, повысив и без того ожидаемый высокий гребень волны рождений в середине 1980-х годов и еще более углубив ожидаемую яму в начале 1990-х. Повышение рождаемости в 1981-1987гг. было незначительным и кратковременным и явилось по большей части результатом сдвигов запланированных семьями рождений детей на более ранние сроки по сравнению с первоначальными планами.

Процесс убыли населения (впервые была зафиксирована в области в 1992г.), в отличие от предыдущих периодов сокращения численности населения, когда убыль была обусловлена недемографическими факторами (гражданской войной, голодом, репрессиями, двумя мировыми войнами и их социально-экономическими и эпидемиологическими последствиями), предопределен внутренними механизмами демографического воспроизводства.

Естественная убыль населения обусловлена тем режимом воспроизводства населения с относительно низкими уровнями смертности и рождаемости, который сложился в области уже к 1960-м годам. В 1960-1980гг. естественный прирост еще оставался относительно высоким – в основном из-за существенной доли лиц молодого репродуктивного возраста. Но по мере того, как в силу длительного снижения уровня рождаемости на смену более многочисленным поколениям приходили менее многочисленные, потенциал демографического роста исчерпывался. То есть в населении, где уровень рождаемости устойчиво не обеспечивает простого замещения поколений, примерно через три десятка лет число умерших начинает превышать число родившихся, что и произошло в начале 1990-х годов.

Как будет выглядеть возрастно-половая пирамида в настоящее время, и чего нам ожидать в ближайшие десятилетия, покажет очередная перепись населения, которая пройдет с 1 по 30 апреля 2021 года.