АДМИНИСТРАЦИЯ
ТИСУЛЬСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО
округа

Защита прав потребителей

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.2022 №2300-1 (в ред. от 11.06.2021)

Контакты для обращений граждан по вопросам в области защиты прав потребителей: 

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах

Адрес: 652152, г. Мариинск, 1-й микрорайон

Телефон: (38443) 5-63-05

Т/факс: (38443) 5-63-05

e-mail: to_rpn_mar@42.rospotrebnadzor.ru

Начальник отдела - Фатеева Ирина Владимировна

Отдел экономики и потребительского рынка администрации Тисульского муниципального округа

Адрес: 652210, Кемеровская область-Кузбасс, пгт Тисуль, ул. Ленина, д.53

Телефон: 8-38447-2-14-88            8-38447-2-19-32

e-mail: econom@tisul.ru

Начальник отдела: Убасева Вера Владимировна

 

Памятки:

15.06.2022

Об обязательных требованиях, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, при осуществлении деятельности по комиссионной продаже товаров

 Комиссионная торговля это…

Осуществляя комиссионную торговлю, вы продаете чужие товары, но делаете это от своего имени и за вознаграждение. Вы выступаете комиссионером и действуете в соответствии с договором комиссии.

По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Обычно вы сами ищете покупателей и заключаете с ними от своего имени договоры купли-продажи (поставки). Как правило, вы самостоятельно передаете товар и получаете от покупателей деньги за него, а затем передаете их лицу, предоставившему товар, - комитенту. О совершении сделок купли-продажи вы отчитываетесь перед комитентом, а он выплачивает вам вознаграждение (ст. ст. 991, 999 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Главная особенность комиссионной торговли в том, что вам не надо покупать товар для того, чтобы его затем продать. Вы сразу продаете чужой товар, выступая посредником.

Какой и чей товар, когда и за какую цену нужно продать, размер и порядок выплаты вознаграждения комиссионеру, порядок его отчетности, передачи комитенту денег и прочее, что касается отношений комиссионера и комитента, согласовывается в договоре комиссии.

Отношения комиссионера и покупателя ничем не отличаются от отношений обычного продавца и покупателя.

Для осуществления комиссионной торговли не нужно получать особое разрешение или лицензию. Порядок ее осуществления во многом определяется договором комиссии. Но учтите, что если для обычной торговли товарами, которые вы собираетесь продавать, установлены специальные правила (наличие лицензии, времени или места продажи и пр.), то их надо соблюдать и при комиссионной торговле. Кроме того, особые правила есть при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию.

Также имейте в виду, что, если комитентом или покупателем является потребитель, надо соблюдать требования законодательства о защите прав потребителей.

Правоотношения по поводу заключения договоров купли-продажи непродовольственных товаров, принятых на комиссию, между потребителем и продавцом регламентируются:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), включая общие положения, а также специальную главу 51 ГК РФ;

- Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей»),

- Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила продажи).

 Порядок предоставления информации о продавце.

Комиссионер обязан довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о себе, как о продавце, а также предлагаемых к продаже товарах, обеспечивающую возможность правильного выбора.  

Продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске (для юридического лица). Индивидуальный предприниматель доводит до потребителя информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Правила продажи в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения потребителей.

При продаже товаров потребителю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

На торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара.

Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.).

При продаже продавцом товара, который может быть измерен, продавец обязан применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании установленной продавцом цены за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В случае поступления претензии потребителя продавец обязан направить ему ответ в отношении заявленных требований.

Продажа товаров осуществляется с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

В случаях если Правилами продажи предусмотрена обязанность продавца по предоставлению потребителю кассового или товарного чека, такая обязанность признается исполненной также при направлении потребителю кассового или товарного чека с помощью электронных и иных технических средств, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пункт 1 ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей» – продавец обязан обеспечить возможность оплаты работ, услуг путем использования национальных платежных инструментов (платежная система «МИР»), а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Пункт 4 ст. 16.1 Закона «О защите прав потребителей» - при оплате товаров продавцу запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Пункт 3 ст. 16 Закона О защите прав потребителей» продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Не допускается комиссионная торговля товарами:

  • изъятыми из оборота,
  • розничная продажа которых запрещена или ограничена,
  • драгоценными металлами и драгоценными камнями (за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и ограненных сертифицированных драгоценных камней),
  • товарами для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях,
  • предметами личной гигиены,
  • изделиями швейными и трикотажными бельевыми,
  • изделиями чулочно-носочными,
  • изделиями и материалами, контактирующими с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования,
  • товарами бытовой химии,
  • лекарственными препаратами.

 

При продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию, продавец обеспечивает наличие на товаре ярлыка, который должен содержать:

а) сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, недостатки товара);

б) сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, а также о сроке годности и (или) сроке службы. В случае если такая информация отсутствует, продавец обязан предоставить потребителю информацию о том, что соответствие товара установленным требованиям должно быть подтверждено, на него должен быть установлен срок годности или срок службы, но сведения об этом отсутствуют.

 

При передаче товара потребителю одновременно передаются (при наличии):

  • установленные изготовителем комплект принадлежностей;
  • документы, содержащие информацию о правилах и условиях безопасного использования товара;
  • вместе с товаром, в отношении которого установлен гарантийный срок, если он не истек, потребителю передаются (при наличии у продавца) соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право потребителя на использование оставшегося гарантийного срока.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Если продаются непродовольственные товары, бывшие в употреблении, то необходимо дополнительно учитывать особенности, установленные соответствующим разделом в Правилах продажи.

Не подлежат продаже бывшие в употреблении медицинские изделия, лекарственные препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, бельевые изделия швейные и трикотажные, чулочно-носочные изделия, а также посуда разового использования.

При передаче технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, потребителю одновременно передаются (при наличии у продавца):

  • соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации),
  • гарантийный талон на товар, подтверждающий право потребителя на использование оставшегося гарантийного срока.

 Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре информации о товаре установлена положениями, предусмотренными статьями 12 Закона «О защите прав потребителей».

Последствия продажи товара ненадлежащего качества установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 Закона «О защите прав потребителей».

 Вся актуальная информация для предпринимателей содержится в  разделах «Консультирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», размещенных на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу (https://42.rospotrebnadzor.ru/ ).

 

 

 

Информация Роспотребнадзора. Цена на ценнике не совпадает с ценой в чеке. Что делать?

В 1 пункте статьи 10 закона «О защите прав потребителей» сказано следующее: «продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». В пункте 2 той же статьи уточняется, что цена в рублях является важной частью этой информации.

 С 01 января 2021 года вступили в действие Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2463. Согласно п. 3 настоящих правил продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес, масса нетто, длина и др.). Кроме этого в Гражданском Кодексе Российской Федерации есть понятие оферты, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является публичной офертой - предложением, по которому продавец обязуется продать товар любому гражданину, имеющему намерение его купить. Ценники в данном случае являются публичной офертой. Соответственно, продавец обязан соблюдать заданные им самим же условия и продавать товар по указанной цене.

 Когда цена в торговом зале и на кассе не совпадают друг с другом, очень часто приводят в качестве аргумента, что не успели заменить ценники, убрать акционные предложения, перепутали, и так далее. Это не может быть оправданием для того, чтобы продавать товар по завышенной (по сравнению с ценником) стоимости.

 Потребитель вправе требовать, чтобы стоимость товара посчитали по ценнику. А если уже расплатился — чтобы вернули разницу.

 Как поступить, если кассир это сделать отказывается или не имеет права?

 Первое действие — позвать менеджера магазина и сообщить ему о нарушении законодательства. Вполне вероятно, услышите одну из причин несовпадения, о которой описано выше. Например, что на товар действовала акция, но теперь она завершилась. В этом случае нужно настаивать на том, чтобы товар вам продали по заявленной цене.
Если администратор отказывается выполнить ваше требование, порядок действий таков: можете предъявить руководству магазина письменную претензию с требованием возврата разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ); или возврата уплаченной за товар суммы, соответственно, с отказом от исполнения договора розничной купли-продажи. Если продавец отказывается возмещать ваши убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, вы имеете право обратиться в суд или иные уполномоченные органы.

 В любом случае, платить больше, чем указано в ценнике, потребитель не обязан. И имеет все возможности привлечь недобросовестного продавца к ответственности.