Председатель и секретарь АТК Тисульского округа
№ п/п |
Ф.И.О. | Должность | Номера телефонов |
1. | Дудник Андрей Анатольевич |
Председатель комиссии - Глава Тисульского муниципального района |
2-11-42 |
2. | Кривошеева Людмила Владимировна | Секретарь комиссии – главный специалист отдела ГО и ЧС администрации ТМР | 2-38-46 |
E-mail: postmaster@tisul.ru |
Состав антитеррористической комиссии Тисульского муниципального округа на основании распоряжения АТМО №651-р от 12.08.2024г.:
Дудник Андрей Анатольевич - Глава Тисульского муниципального округа (председатель комиссии);
Третьяков Виктор Викторович - первый заместитель главы Тисльского муниципального округа (заместитель председатель комиссии);
Кривошеева Людмила Владимировна - главный специалист отдела ГО и ЧС администрации Тисульского муниципального округа (секретарь комиссии);
Члены комиссии:
Радченко Сергей Александрович - начальник Отделения МВД России по Тисульскому району (по согласованию);
Логунов Василий "Владимирович - начальник Тисульского филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Кемеровской области - Кузбассу» (по соглсованию);
Овчинников Олег Васильевич - начальник ПЦО Тисульского филиала ФГКУ « УВО ВНГ России по Кемеровской области - Кузбассу»;
Ефимов Руслан Александрович - зам. главы Тисульского муниципального округа по ЖКХ и строительству;
Рундау Сергей Викторович - зам главы Тисульского муниципального округа по экономике и АПК;
Городилова Олеся Владимировна - зам главы Тисульского муниципального округа по социальным вопросам;
Карастелева Любовь Евгеньевна - председатель Совета народных депутатов Тисульского муниципального округа;
Минаев Олег Валерьевич - начальник ПСЧ - 3 ГУ «22 ОФПС по Кемеровской области (по согласованию);
Максимов Дмитрий Николаевич - начальник отдела ГО и ЧС администрации Тисульского муниципального округа;
Назаров Михаил Владимирович - начальник управления по жизнеобеспечению и территориальному развитию Тисульского муниципального округа администрации Тисульского муниципального округа.
ПРОТОКОЛЫ заседаний антитеррористической комиссии Тисульского района:
17.06.2020
ПРОТОКОЛ № 1 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
Председательствовал: Д.В. Панин – председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района
Присутствовали: всего 9 человек.
Д.В. Панин, В.В. Третьяков, Л.Л. Агафонов, О.В. Городилова, О.В. Минаев, А.Е. Великих, А.И. Паксюткин, Д.Н. Максимов, А.А. Полячкова.
Заседание открыл и вел председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района.
1. 1. Об организации антитеррористических мероприятий в период подготовки и проведения 22 июня Дня Памяти и Скорби, 23 июня Дня Мужества и Славы, 24 июня Дня Парада Победы.
2. О готовности к проведению 1 июля 2020 г. общероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации и дополнительных мерах по обеспечению антитеррористической защищенности помещений объектов и мест массового пребывания людей, задействованных для проведения голосования.
3. О корректировке Перечня объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, спорта, расположенных на территории Тисульского муниципального района.
26.08.2020
ПРОТОКОЛ № 2 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
Председательствовал: Д.В. Панин – председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района
Присутствовали: всего 9 человек.
Д.В. Панин, В.В. Третьяков, Л.Л. Агафонов, О.В. Городилова, А.А. Серенко, О.В. Минаев, А.Е. Великих, Л.В. Кривошеева.
Заседание открыл и вел председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района.
1. О мерах по обеспечению антитеррористической защищенности учреждений образования и готовности сил и средств к действиям по предупреждению и пресечению террористических актов в период подготовки и проведения Дня знаний и Дня солидарности в борьбе с терроризмом.
2. О профилактике террористических угроз и мерах по обеспечению безопасности населения в период подготовки и празднования « Дня шахтера».
3. Об установлении систем видеонаблюдения в торговых объектах Тисульского района.
4. О корректировке Перечня объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения, с массовым пребыванием людей, спорта, расположенных на территории Тисульского муниципального района.
14.10.2020
ПРОТОКОЛ № 3 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
Председательствовал: Д.В.Панин – председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района
Присутствовали: всего 10 человек.
Д.В.Панин, В.В.Третьяков, Л.Л.Агафонов, О.В.Городилова, А.Е.Великих, Д.Н.Максимов, А.А. Серенко, О.В.Минаев, М.В.Волков, Л.В. Кривошеева,
Заседание открыл и вел председатель антитеррористической комиссии - Глава Тисульского муниципального района
I. О дополнительных мерах по недопущению террористических актов в местах проведения массовых общественных мероприятий, приуроченных к празднованию Дня народного единства, обеспечению готовности сил и средств к действиям по предупреждению и пресечению террористических актов.
2. О нарушении требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности и в ведении органов местного самоуправления, выявленных надзорными и контролирующими органами в 2019 году.
24.12.2020
ПРОТОКОЛ № 4 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
18.03.2021
ПРОТОКОЛ № 1 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
28.04.2021
ПРОТОКОЛ № 2 заседания антитеррористической комиссии Тисульского района
Памятка по антитеррористической безопасности в период массовых праздничных мероприятий 1 сентября в День знаний.
Приближается 1 сентября - День знаний. В праздничных мероприятиях традиционно принимает участие большое количество учащихся, родителей. Администрация Тисульского муниципального округа в очередной раз напоминает о неукоснительном соблюдении мер антитеррористической безопасности во время проведения массовых мероприятий - будьте внимательны и осторожны. Участвуя в торжествах, необходимо помнить и соблюдать ряд правил, которые помогут вам избежать опасные ситуации и сократить их риск.
Общие правила поведения
Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя.
Будьте бдительны, держитесь в стороне от скопления групп людей.
Обращайте внимание на подозрительных людей, ведущих себя либо чрезмерно осторожно, либо наоборот – привлекая к себе излишнее внимание.
Сторонитесь и фиксируйте регистрационные номера транспортных средств, припаркованных с явными нарушениями правил дорожного движения, старайтесь запоминать приметы лиц, производящих погрузку и выгрузку из этих автомобилей грузов в мешках, ящиках, коробках, упаковках и т.п.
Подчиняйтесь законным предупреждениям и требованиям администрации, полиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка, пожарной безопасности.
Ведите себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
Не допускайте действий, способных создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальной ситуации.
Осуществляйте организованный выход из помещений и сооружений по окончании мероприятий.
При получении информации об эвакуации действуйте согласно указаниям администрации и сотрудников правоохранительных органов, ответственных за обеспечение правопорядка, соблюдая спокойствие.
В случае возникновения беспорядков при проведении общественных мероприятий, не поддавайтесь панике, спокойно покиньте место происшествия.
Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за нарушителя, при этом беспрекословно выполняйте требования сотрудников полиции.
При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.), для большей безопасности накройте голову руками, и при первой же возможности покиньте место происшествия, не создавая при этом «давку» людей.
Уважаемые родители! Разъясните детям об опасности общения с незнакомыми людьми, а также то, что любой найденный предмет может представлять опасность для жизни!
Личный транспорт
При посещении мест проведения праздничных мероприятий парковку транспорта осуществляйте на специально отведённых стоянках. Особое внимание обращайте на информационные дорожные знаки, при возникновении внештатных ситуаций незамедлительно обращайтесь к сотрудникам полиции.
Помните! В случае возникновении экстренных ситуаций в местах массового пребывания граждан, неправильно припаркованный транспорт значительно затруднит работу экстренных служб по оперативной локализации террористических угроз, иных чрезвычайных происшествий, оказания своевременной помощи пострадавшим людям.
Обнаружив забытую и бесхозную вещь в общественном месте, знайте, что внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы – сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.
Никогда не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели.
Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного предмета, не трогайте, не вскрывайте, не пинайте его ногами – в нём может находиться взрывное устройство.
Зафиксируйте место и время обнаружения находки.
Постарайтесь сделать так, чтобы прохожие отошли как можно дальше, не позволяйте случайным людям прикасаться к опасному предмету и обезвреживать его.
Заметив подозрительный предмет, не подходите близко к нему, привлеките внимание находящихся поблизости сотрудников полиции, охраны и обычных граждан.
Дождитесь прибытия оперативно-следственной группы, не забывайте, что вы являетесь важным свидетелем.
Обо всех подозрительных предметах, людях и происшествиях немедленно сообщите в дежурную часть Отделения МВД России «Тисульское» по телефону 8(38447) 2-18-69, либо позвоните на телефоны: 01, 02, 112.
Руководителям мест массового пребывания людей
С целью усиления антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей в период подготовки и проведения праздников примите следующие дополнительные меры безопасности:
- обратите внимание персонала учреждения на необходимость усиленного соблюдения мер антитеррористической безопасности в ходе проведения праздничных мероприятий;
- организуйте постоянный контроль за обстановкой в местах празднования с целью недопущения совершения противоправных действий, угрожающих здоровью и жизни людей;
- обеспечьте объекты массового пребывания людей средствами пожаротушения, связи, проверьте состояние и работоспособность средств охранной и пожарной сигнализации;
- обращайте внимание на вызывающий подозрение припаркованный на прилегающей территории автотранспорт, подозрительных людей, оставленные предметы, на любые подозрительные мелочи, о которых незамедлительно сообщайте правоохранительным органам;
Памятка по соблюдению мер антитеррористической безопасности при проведении выборов Президента Российской Федерации
При следовании на участок, на прилегающей к нему территории и на избирательном участке обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем, что вызвало ваше беспокойство сотрудникам правоохранительных органов. Обращайте внимание на оставленные сумки, пакеты, свёртки, детские игрушки и другие бесхозные предметы. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь, не пытайтесь заглянуть, проверить на ощупь. Не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте, не пинайте ногами.
Если обнаруженный предмет не должен как вам кажется, находится «в этом месте и в это время», не оставляйте этот факт без внимания. Обнаружив забытую и бесхозную вещь в общественном месте, опросите людей, рядом находящихся. Постарайтесь установить, чья она или кто ее оставил. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке в отделение полиции 2-18-69 или в Единую дежурно-диспетчерскую службу Тисульского муниципального округа по номеру 112.
Остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону (если вы видите в теплое время человека, одетого в плащ или толстую куртку — будьте внимательны, лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов).
Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д., не пытайтесь их останавливать сами – вы можете стать их первой жертвой.
Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь.
Ознакомьтесь с планом эвакуации избирательного участка, узнайте, где находятся резервные выходы из здания.
Получив сообщение от председателя избирательной комиссии или сотрудников правоохранительных органов о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие и четко выполняйте их команды.
Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.
ПАМЯТКА о дополнительных мерах антитеррористической безопасности в период подготовки и проведении праздничных мероприятий, посвященных 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне
В целях недопущения возможных экстремистских и террористических проявлений, чрезвычайных ситуаций в период подготовки и проведения праздничных мероприятий, необходимо быть более бдительными в праздничные дни.
Что необходимо делать, чтобы максимально обезопасить себя и свою семью от возникновения чрезвычайных ситуаций?
Обращайте внимание на подозрительных людей, оставленные сумки, пакеты, свертки, детские игрушки и другие бесхозные предметы. Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь, не пытайтесь заглянуть, проверить на ощупь. Не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте, не пинайте - в ней может находится взрывное устройство.
Сообщайте обо всех подозрительных гражданах и предметах сотрудникам правоохранительных органов, в администрацию объекта, на котором находитесь, водителю, если находитесь в общественном транспорте.
Разъясняйте детям, что любой предмет, найденный на улице, может представлять опасность.
Особенно остерегайтесь людей, одетых явно не по сезону (если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку - будьте внимательны - под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы, лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов).
Остерегайтесь людей с большими сумками и чемоданами, особенно, если они находятся в месте, не подходящем для такой поклажи.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения и т.д., не пытайтесь их останавливать сами – вы можете стать их первой жертвой.
Старайтесь удалиться на максимальное расстояние от тех, кто ведет себя неадекватно, нервозно, испуганно, оглядываясь, проверяя что-то в одежде или в багаже.
Если вы не можете удалиться от подозрительного человека, следите за мимикой его лица, специалисты утверждают, что преступник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются (как будто читая молитву).
Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свои сумки без присмотра.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации действуйте согласно рекомендациям администрации объекта, проводников, водителей. При их отсутствии - по обстоятельствам, стараясь без паники и спешки покинуть опасный объект.
В случае террористической угрозы или возникновении чрезвычайной ситуации звоните по телефону: ЕДДС - 112, дежурная часть Отделения МВД России по Тисульскому району – 2-18-69.
Антитеррористическая комиссия Тисульского муниципального округа предупреждает:
Помните, что заведомо ложное сообщение о готовящемся акте терроризма влечет за собой уголовную ответственность.
Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность за экстремизм
Отсутствие толерантности в людях зачастую ведет к негативным последствиям: неспособность признавать и принимать чужое легко перерастает во враждебность и в итоге может принимать поистине разрушительные масштабы.
Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить организацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме».
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.
Экстремистские акты можно определить более точно, опираясь на два основных критерия:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Первейшая цель экстремистских актов – не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан.
Под политическим экстремизмом следует понимать политическую активность, которая выражается в стремлении политически активных индивидов, общественных воплотить в жизнь свои политические идеалы всеми доступными средствами, включая формы насильственного воздействия, направленные на государственную власть, общество в целом или на какие-либо его элементы. Экстремизм проникает во все области общественной жизни:
Экономический экстремизм. Направлен на уничтожение многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства и др.
Националистический (национальный) экстремизм. Находит выражение в разжигании вражды и ненависти между нациями и народностями.
Экстремизм в области культуры. Ориентирован на изоляционизм, отвержение опыта, достижения других культур, проявляется в пропаганде насилия, жестокости, уничтожении исторических памятников.
Экологический экстремизм. Выступает против научно-технического прогресса вообще, считая, что ликвидация неблагоприятных в экологическом отношении производств – единственно возможный путь улучшения качества окружающей среды.
Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма.
В качестве проявления экстремизма можно рассматривать хулиганство, публичную демонстрацию нацистской символики, распространение экстремистских материалов, вандализм, осквернение мест захоронения и многое другое. За различные проявления экстремизма предусмотрена как административная ответственность, так и уголовная.
Уголовная ответственность по праву считается наиболее суровым видом ответственности, которая предусмотрена за совершение преступлений. В качестве наказания за уголовное преступление может быть предусмотрен штраф, обязательные работы, лишение свободы вплоть до пожизненного. Так же УК РФ предусмотрен такой вид наказания как смертная казнь за наиболее тяжкие преступления. Однако в РФ пока смертная казнь на практике не применяется. Конституционный Суд РФ указывает на невозможность применения смертной казни даже на основании обвинительного приговора, вынесенного на основании вердикта присяжных заседателей.
Административная ответственность предусмотрена за менее тяжкие правонарушения. И соответственно, административные наказания не такие суровые как уголовные. Например, за совершение административного правонарушения может быть предусмотрен штраф (для граждан – до 5000 рублей), конфискация определенных предметов , арест до 15 суток (за некоторые правонарушения – до 30 суток), предупреждение и др.
Перечень административных правонарушений и наказаний предусмотрен Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).
Перечень уголовных преступлений и наказаний предусмотрен уголовным кодексом РФ (УК РФ).
Административная ответственность за проявления экстремизма
Прежде чем начать обсуждение конкретных административных правонарушений, хотелось бы отметить, что административную ответственность несут граждане, достигшие 16 лет.
1. Одним из самых распространенных видов правонарушений является хулиганство.Причем за мелкое хулиганство предусмотрена административная ответственность. За более тяжкое – уголовная.
Разберемся сначала с тем, что такое мелкое хулиганство.
Согласно ст. 20.1 КоАП РФ мелкое хулиганство – это нарушение общественного порядка, которое выражает явное неуважение к обществу. Это может быть:
· нецензурная брань в общественных местах;
· оскорбительное приставание к гражданам;
· уничтожение или повреждение чужого имущества.
Все эти действия влекут за собой:
· либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей. Штраф может быть увеличен до 2500 рублей, если хулиганство сопровождалось неповиновением законному требованию представителя власти.
· либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. Следующим административным правонарушением является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, предусмотренное ст. 20.3 КоАП РФ. Нацистская атрибутика и символика могут включать в себя знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты.
Этот запрет связан с тем, что он оскорбляет память о жертвах Великой Отечественной Войны.
За такое нарушение предусмотрен:
· либо штраф в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией атрибутики или символики.
· либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией атрибутики или символики.
Изготовление, сбыт нацистской атрибутики или символики влекут за собой ответственность в виде штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Следующее административное правонарушение – производство и распространение экстремистских материалов (предусмотрено ст. 20.29 КоАП РФ). Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. Сюда относятся:
· труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии,
· публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство
· публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Данное правонарушение влечет за собой:
· либо наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей с конфискацией указанных материалов.
· либо арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов.
Уголовная ответственность за экстремистские преступления.
Круг экстремистских преступлений достаточно широк. В соответствии с примечанием 2 к ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Все эти преступления можно разделить на несколько групп:
1. Преступления против личности:
1. убийство по данным мотивам – п. "л" ч. 2 ст. 105 УК РФ;
2. умышленное причинение тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ;
3. умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью по этим же мотивам – п. "е" ч. 2 ст. 112 УК РФ
4. умышленное причинение легкого вреда здоровью по указанным мотивам – ч. 2 ст. 115 УК РФ;
5. побои, совершенные по указанным мотивам – ч. 2 ст. 116 УК РФ;
6. истязание по тем же мотивам – п. "з" ч. 2 ст. 117 УК РФ;
7. угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью по тем же мотивам – п. 2 ст. 119 УК РФ.
1. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина:
1. дискриминация в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, религии и т.д. – ст. 136 УК РФ;
2. воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий – ст. 148 УК РФ
3. воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них – ст. 149 УК РФ.
Экстремистскими преступлениями являются преступления против общественной безопасности и общественной нравственности, а так же безопасности государства:
1. хулиганство, совершенное по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды или по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – ч. 1 ст. 213 УК РФ;
2. вандализм, совершенный по тем же мотивам – ч. 2 ст. 214 УК РФ.
3. надругательство над телами умерших и местами их захоронения, совершенное по указанным мотивам – п. "б" ч. 2 ст. 244 УК РФ.
4. возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по указанным мотивам – ст. 282 УК РФ;
5. организация экстремистского сообщества – ст. 282.1 УК РФ
6. организация деятельности экстремистской организации – ст. 282.2 УК РФ.
К сожалению, статистические данные свидетельствуют о тенденции к росту указанных преступлений. Так, в 2007 г. преступлений экстремистской направленности в целом было совершено на 35,4% больше, чем в 2006 г.
Самое главное в этих преступлениях – мотив, по которым они совершаются. Еще раз напомню, мотивом являются – политическая, идеологическая, расовая, национальная или религиозная ненависть или вражда либо ненависть или вражда в отношении какой-либо социальной группы. Если такого мотива нет, то преступление уже не может рассматриваться как экстремистское. Например, убийство на почве ревности нельзя рассматривать как экстремистское и за него преступнику грозит максимум 15 лет лишения свободы. Если же убийство было совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это рассматривается как отягчающее обстоятельство и за такое преступление возможно даже пожизненное лишение свободы.
По общему правилу к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие возраста 16 лет. Однако за некоторые, особенно тяжкие преступления (убийство, вандализм, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, причинение тяжкого и среднего вреда здоровью и некоторые другие) ответственность несут граждане, достигшие 14 лет.
Рассмотрим более подробно некоторые составы преступлений.
1. Ст. 213 УК устанавливает уголовную ответственность за хулиганство. За мелкое хулиганство установлена административная ответственность (которая может наступить только с 16 лет). Но если хулиганство совершенно с применением оружия либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, то это уже считается преступлением и соответственно влечет за собой более суровую ответственность в виде:
· обязательных работ на срок от 180 до 240 часов
· либо исправительных работ на срок от одного года до двух лет;
· либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Таким образом, если за мелкое хулиганство нарушителю грозит лишь небольшой штраф либо арест до 15 суток, то при совершении преступления возможно даже лишение свободы на срок до 5 лет. Возраст ответственности в обоих случаях составляет 16 лет.
Если хулиганство совершено группой лиц либо связано с сопротивлением представителю власти, то в этом случае срок тюремного заключения может быть увеличен до 7 лет. Кстати, в этом случае снижен возраст ответственности до 14 лет.
Надо отметить, что совершение любого преступления группой лиц либо связанные с сопротивлением представителям власти считаются отягчающим обстоятельством и почти всегда влекут за собой более суровую ответственность.
2. Статья 214.устанавливает ответственность за Вандализм. Вандализм – это осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Если эти деяния совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то они считаются экстремистскими и наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Возраст ответственности так же снижен до 14 лет.
3. Статья 243.устанавливает ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. За данное преступление предусмотрены:
· либо штраф в особо крупном размере – до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до восемнадцати месяцев;
· либо обязательные работы на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов;
· либо лишение свободы на срок до двух лет.
4. ч. 2 ст. 244 УК РФустанавливает ответственность за надругательство над телами умерших и местами их захоронения.
по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, а равно в отношении скульптурного, архитектурного сооружения, посвященного борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо мест захоронения участников борьбы с фашизмом -
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
5. Статья 280 УК РФустанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Во-первых данной статьей предусмотрен достаточно большой штраф – до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет. Во-вторых, возможен так же арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Так, например, приговором суда виновным в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации (ч. 2 ст. 280 УК РФ) был признан житель г. Кемерово Чупрунов. Через сеть Интернет с домашнего компьютера с октября 1998 г. по ноябрь 2002 г. им распространялась виртуальная газета "Русское знамя" от имени межрегионального политического объединения "Союз Русского Народа", официально не зарегистрированного. На страницах газеты, а также на нескольких сайтах он размещал тексты, в которых содержались утверждения о необходимости всероссийского вооруженного восстания, выступления против существующего политического строя и т.п. Чупрунов призывал превратить всю страну в "зону беспощадного террора", для чего предлагал записываться в "бригады Народного правого штурма"
6. Статья 282 УК РФустанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием СМИ. Наказанием за данное преступление является:
· либо штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период от одного года до двух лет;
· либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
· либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов;
· либо исправительными работами на срок до одного года;
· либо лишением свободы на срок до двух лет.
7. Статья 282.1УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности. Естественно, что за организацию экстремистской группы предусмотрена более строгая ответственность, нежели просто за участие. Например, штраф за организацию может доходить до двухсот тысяч рублей, а за участие – только до сорока тысяч рублей. Кроме того, лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремисткой группы, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Антитеррористическая комиссии Тисульского муниципального района в преддверие новогодних мероприятий напоминает о соблюдении мер безопасности в местах массового скопления людей.
Оказавшись в районе чрезвычайной ситуации, проявите самообладание. Личным примером воздействуйте на окружающих, а при необходимости – пресекайте случаи грабежа, мародерства и другие нарушения законности.
Окажите первую помощь членам семьи, окружающим и самому себе.
Знайте: террористы могут установить взрывные устройства в самых неожиданных местах, подвалах, арендуемых помещениях, снимаемых квартирах припаркованных автомашинах. Взрывные устройства могут маскироваться под любые предметы социально-бытового назначения, в том числе, коробки из-под оргтехники, молочные пакеты и даже детские игрушки. Чаще всего такие взрывные устройства настроены на моментальный взрыв при любой попытке их перемещения. Поэтому не в коем случае не подбирайте такого рода бесхозные предметы, обязательно проинструктируйте об этом детей, а при обнаружении таковых немедленно сообщите в полицию.
– не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку;
– зафиксируйте время обнаружения находки;
– постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
– обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы, помните, что Вы являетесь самым важным очевидцем.
Если угроза взрыва застала вас в помещении, опасайтесь падения штукатурки, арматуры, шкафов, полок. Держитесь подальше от окон, зеркал, светильников.
Обезопасьте свое жилище:
– уберите пожароопасные предметы – старые запасы красок, лаков, бензина;
– уберите с окон горшки с цветами (поставьте на пол);
– заклейте стекла окон полосками бумаги, если есть возможность – закройте окна щитами;
– выключите газ, потушите огонь в печках, каминах;
– подготовьте аварийные источники освещения, например, фонари;
– создайте запас медикаментов и запас питьевой воды и питания на несколько суток;
– задерните шторы на окна – это защитит вас от повреждения осколками стекла;
– сложите в сумку необходимые документы, вещи, деньги для случая экстренной эвакуации.
Находясь на улице, отбегите на ее середину, на площадь, пустырь – подальше от зданий, сооружений, столбов и линий электропередач.
Если вас заблаговременно оповестили об угрозе, прежде, чем покинуть жилище или рабочее место, отключите газ, электричество. Возьмите необходимые вещи и документы, запас продуктов и медикаментов.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий со взрывными устройствами или подозрительными предметами – это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.
Если Вы оказались в заложниках, важно придерживаться следующих правил поведения:
– основное правило: не допускайте действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
– переносите лишения, оскорбления и унижения. Не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе;
– при необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной;
– старайтесь не допускать истерик и паники;
– на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет), спрашивайте разрешение;
– если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.
Помните: ваша цель – остаться в живых.
Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров.
Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и примут все необходимые действия по вашему освобождению.
Во время проведения спецслужбами операции по вашему освобождению неукоснительно соблюдайте следующие требования:
– лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
– ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступника;
– если есть возможность, держитесь подальше от проемов дверей и окон.
ПОМНИТЕ: как поведете себя Вы, так поведут себя и другие.
В современном обществе среди множества глобальных проблем – проблемы терроризма и экстремизма занимают особое место.
Экстремизм представляет собой приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Это публичное оправдание терроризма и террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда превосходства либо неполноценности человека по признаку его принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; воспрепятствование законной деятельности государственных органов; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний.
Терроризм представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма. По своей сущности терроризм представляет собой применение насилия либо угроз применения такового.
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
За подготовку и совершение террористических актов, а так же действий экстремисткой направленности в Российском законодательстве предусмотрена уголовная ответственность по ст. 205 УК РФ, согласно которой, максимальный срок наказания – пожизненное лишение свободы. Вместе с тем предусмотрена ответственность по ст.207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма», согласно которой, максимальный срок наказания – до 3-х лет лишения свободы.
Памятка
Если вы обнаружили подозрительный предмет, не оставляйте этот факт без внимания.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно, он принадлежит им. Если владелец не установлен - немедленно сообщите о находке в ваше отделение полиции.
Если вы обнаружили неизвестный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации или охране.
Во всех перечисленных случаях:
- незамедлительно сообщите в полицию;
- не трогайте, не передвигайте, не вскрывайте обнаруженный предмет;
- зафиксируйте время обнаружения предмета;
- постарайтесь сделать все возможное, чтобы люди отошли как можно дальше от находки;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы (помните, что вы являетесь очень важным очевидцем).
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т. п.
Родители! Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к их взрыву!
16.11.2020
05.10.2020
Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений
Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.
Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма органам государственной и муниципальной власти необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в регионах страны в целом политическую стабильность и правопорядок.
В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы. Уровень опасности экстремизма в регионах возрос. По некоторым оценкам наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма.
Особую опасность сегодня представляет формирование так называемой "идейной платформы" националистических сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на идею административно-территориальных изменений в регионах, на потуги нарушения территориальной целостности России.
Основными источниками экстремизма могут являться: смена ценностных оснований развития общества; отсутствие объединяющей идеологии; социальные проблемы, которые могут быть еще и усиленные экономическим кризисом; коррупция; снижение общего культурного уровня населения, многочисленные "фобии": русофобия, исламофобия и другие. Источниками экстремизма также могут явиться: социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения, противоречия между религиями и конфессиями.
Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является в частности Интернет. В экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов и использование социальных сетей. Преступники часто выкладывают в сеть Интернет видеоролики нападений на людей другой национальности. Таким способом экстремистские организации стремятся дестабилизировать обстановку в стране. Такая деятельность разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и должна пресекаться всеми методами и средствами.
Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны.
Молодежь наиболее восприимчивой к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов. Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. В последнее время вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности к организации несанкционированных массовых политизированных акций.
Радикальные формы ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, также представляют серьезную угрозу общественной безопасности.
Незаконная миграция вносит свою лепту в радикализацию обществ и представляет собой питательную среду для распространения экстремизма. Сегодня формируются условия для легализации лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов.
Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок, в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек.
Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, радикализация (в средствах осуществления своих целей) фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий (часто - каких-то маргинальных религиозных групп).
Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - на почве межэтнической розни. Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма.
Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп (формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др.), как правило, экстремистские настроения подогреваются длительным накоплением противоречий в обществе. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма.
На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений.
Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. Среди них особое значение имеют нормативные акты в отношении беженцев и вынужденных переселенцев, акты по иммиграционному контролю, акты, регулирующие въезд/выезд, проживание и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся:
- концептуализация государственной политики. В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами. В настоящее время действует Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 N 909. В этом документе обозначены основные направления государственной политики, связанные с профилактикой экстремизма в сфере этнических отношений и в духовной сфере:
- формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
- сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
- обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
- укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
- учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.
Реализация прав и свобод граждан России различной этнической принадлежности может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов, в том числе одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.
В рамках национально-культурной автономии граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:
- создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;
- формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;
- получать поддержку со стороны органов государственной власти;
- обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;
- учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;
- принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;
- приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;
- участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;
- устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;
- участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.
Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью.
Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма.
Заметную роль в регулировании межэтнических отношений играет институт общественных советов при органах государственной власти. В настоящее время сформированы и функционируют общественные советы при Президенте Российской Федерации (Совет по взаимодействию с религиозными объединениями), Правительстве Российской Федерации (Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений), при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и при других органах государственной власти.В субъектах Российской Федерации созданы консультативные советы по межэтнических отношениям или взаимодействию с национально-культурными организациями. Общественные советы часто выступают в качестве действенного механизма профилактики проявлений этнополитического и религиозно-политического экстремизма, информируя органы государственной власти об этнической ситуации в стране, регионе, территории, разрабатывая рекомендации по профилактике проявлений экстремизма.
Взаимодействие государства с общественными объединениями и организациями также может оказать позитивное влияние на развитие межэтнических и межрелигиозных отношений.
Толерантность, как способность к установлению общности и мера к устранению экстремизма
Проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности в современной России относится к числу актуальных. Наиболее остро это проявляется в молодёжной среде. Общество должно хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания населения в духе взаимного уважения и национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, веками проживающих по соседству. Россия является одним из крупнейших многонациональных государств современного мира, объединившим разные национальности, обладающие своей неповторимой культурой.
К сожалению отмечается, что в последнее время в сознании молодых людей стали культивироваться не свойственные российскому обществу и культуре моральные ценности. Молодёжь оказалась под жестоким воздействием антисоциальных явлений (национализма, насилия, наркотиков, криминала, проституции, СПИДа и т.д.). Причинами подобной ситуации является, в том числе, и не достаточно эффективная и недостаточно широкая пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.
Необходимо работать над формированием общественных, в том числе и межнациональных, отношений. Поэтому наиболее актуальным становится проведение тематических мероприятий, направленных на развитие национальных культур и народных традиций, совершенствование форм и методов работы с молодёжью по пропаганде этнических культур, принципов толерантности.
Молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Поэтому наиболее актуальным становится работа по распространению идей толерантности среди молодежи, как наиболее активной социальной группой, призванной в дальнейшем устанавливать диалогические связи между разными народами, культурами.
Молодежь занимает особое положение в обществе в силу того, что она обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, готово практически участвовать в процессе преобразования России, выступать реальным партнером государственных органов, законодательной и исполнительной власти всех уровней в решении задач социального, воспитательного и иного характера.
Государство, со своей стороны, открыто заявляет о своей позиции по отношению к молодёжи, необходимости использования её высокого потенциала, который в настоящее время реализуется не в полной мере. Существуют и работают программы поддержки молодежи в образовательных учреждениях по профилактике негативных явлений, нейтрализации асоциального и аддитивного поведения молодёжи, для выражения активной гражданской позиции в развитии системы духовно-нравственного воспитания. Эта работа должна нарастать по активности и своей результативности.
Важно осознать, что проблема межнациональных отношений и национальных меньшинств чрезвычайно сложна, её решение требует мобилизации всего государственного аппарата, системы школьного и высшего образования, институтов гражданского общества. А организации молодёжной школы толерантности явится важным шагом в создании и апробации модели межкультурного взаимодействия молодёжи, в процессе формирования гражданского общества, воспитания молодёжи в духе уважения к культурам разных нардов, что создаст фундамент для формирования социально активной молодёжи, увеличит ее гражданскую активность.
Изначально термин «толерантность» означает терпимость и принятие чего-то или кого-то. Толерантность или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Люди в основном объединяются в одной общности с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время многие склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» - тем, кто от них самих отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Воспитание толерантности напрямую связано с разрешением проблем экстремизма, нацизма, религиозных конфликтов. Строительство гражданского общества обусловило на индивидуальном и социальном уровнях рост осознания как у отдельных людей, так и у социальных групп, понимания своего места в окружающем мире, прежде всего в системе социально-экономических, этнических, культурных и межконфессиональных отношений. Процесс подобного осознания всегда осуществляется через сопоставление ценностей и целей отдельного человека или конкретной социальной группы с целями и ценностями иных людей, иных социальных и этнических групп, иных культур, конфессий и вероисповеданий. Этот процесс может сопровождаться усилением проявлений в массовом сознании различных предрассудков и страхов: ксенофобии как реакции на встречу с чужим человеком или культурой, этнофобии, кавказофобии и антисемитизма, мигрантофобии, национализму, дискриминации и нетерпимости. Тем самым, в условиях роста социального разнообразия российского общества существует опасная тенденция нарастания межэтнической, межконфессиальной, социально-экономической, межпоколенческой и политической нетерпимости.
Указанные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. Для экстремистов часто оказывается достаточным, что человек - иной, непохожий, думающий по-другому, смотрящий по-другому, верящий по-другому, любящий иное.
На государственном уровне социально-экономическое развитие страны во многом зависит от успешного формирования культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции между различными финансово-промышленными группами, сферами малого и среднего бизнеса в условиях модернизации экономики России. В сфере экономики с особой отчетливостью проявляется прагматическая функция толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон. Например, в процессе переговоров любые проявления интолерантности или просто неготовности к толерантности ведут к неуспеху. Тем самым, анализ влияния роли культуры переговоров как проявления социальных норм толерантности на экономику в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия экстремизму, но и для качественного роста эффективности современной экономики.
Проблема толерантности в молодежной среде одна из наиболее ярчайших, так как, например, начиная учиться в учебных заведениях, тем более в университетах, люди начинают сталкиваться с большим количеством иностранных людей с другой верой, культурой, внешностью и взглядами на жизнь. Поэтому объяснять ребёнку, молодому человеку то, что в мире много людей, все они разные, но при этом имеют равные права на существование нужно с раннего детства.
Наилучший способ установления толерантных отношений – совместная деятельность. В этом смысле строительные и спасательные отряды, творческие объединения способны сделать гораздо больше, чем информационно-просветительская деятельность. В молодежной среде развивать толерантность необходимо совместной работой, причем, желательно не соревновательной, а коллективной.
Чтобы способствовать формированию толерантного сознания и препятствовать распространению экстремизма и насилия необходимо, прежде всего, формировать у людей уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающиеся по внешности, языку, убеждениям, отражать разнообразие идей в обществе. В первую очередь это, конечно, задача СМИ, не меньшую роль играет здесь и воспитательная работа и в семье и в учебных заведениях.
Прививать толерантность необходимо как можно раньше, но вряд ли здесь приходится говорить о школьном возрасте, когда такие понятия детям зачастую просто неинтересны и непонятны. Согласно психологическим исследованиям, для формирования социокультурной толерантности как морального качества личности, оптимальным возрастным периодом является юношеский.
Необходимо признать, что наиболее прогрессивной, организованной, интеллектуально и творчески развитой частью молодёжи является студенчество. Учащаяся молодёжь во многом определяет вектор будущих преобразований российского общества. Толерантность для студента подразумевает отношения внутри студенческой среды и, конечно, вне её. Контролировать эти отношения довольно сложно, поскольку они зависят от личной культуры каждого. Необходимо не только пропагандировать идею толерантного отношения, но и поднимать общий уровень культурного развития студентов. Решить эти вопросы под силу студенческому самоуправлению. К своим сверстникам студенты прислушаются быстрее, чем к представителям старшего поколения.
Ведение разъяснительной работы среди населения, и особенно, молодежи, о деятельности традиционных конфессий и создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога должны быть приоритетным направлением, необходимым условием для укрепления единства среди народа разной национальности и разного вероисповедания. Включение традиционных конфессий в деле профилактики экстремизма создает условия для взаимодействия различных конфессий и повышения их образовательного уровня.
Многонациональное устройство России, безусловно, вызывает сложность в знании и понимании всего многообразия культур ее этносов, что так же порой способствует проявлениям нетерпимости. Поэтому необходимой является реализация предложений о разработке и внедрении в образование изучение системных знаний о национальных и религиозных процессах в нашей стране и их отражениях в общественном сознании и устройстве. Следует повышать межкультурную коммуникацию и компетентность, позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры.
Вместе с тем в профилактике молодежного экстремизма следует более широко использовать возможности СМИ. Основные направления в этой области видятся в следующем: приоритет взвешенного и ответственного подхода к освещению явлений, связанных с расовыми и этническими аспектами, для исключения искаженной информации, не продуцирования негативных стереотипов; ориентация СМИ на пропаганду правопослушного образа жизни, культуры здоровых межэтнических отношений, установок толерантного сознания, способствование ведению диалога между различными группами населения;дискредитация экстремистских организаций, их лидеров и покровительствующих им лиц; использование информационной системы для создания ситуации дезорганизации в экстремистских структурах; подготавливаемые (или поддерживаемые) соответствующими государственными органами программы, репортажи, сообщения с целью доведения до сведения граждан информации о негативной деятельности экстремистских групп рассматриваемой направленности, о том вреде, который причиняется ими разнообразным составляющим национальной безопасности; непрерывное взаимодействие по вышеуказанным направлениям со специалистами в области межэтнических и межконфессиональных проблем.
Можно выделить некоторые меры противодействия молодежному экстремизму:
1. Наряду с уголовно-правовыми и иными запрещающими средствами следует разработать систему других криминологических мер по противодействию молодежному экстремизму. Тем более что молодежь требует к себе особого взвешенного подхода, сочетающего в себе культурные, воспитательные и иные меры противодействия экстремизма. В связи с тем, что молодежь составляет наиболее активную, в том числе в политическом отношении, часть населения, следует более активно во всех субъектах организовывать деятельность молодежных объединений с учетом исторических и культурных особенностей региона, духовно-патриотических и военно-патриотических движений.
2. Необходимо усилить взаимодействие с официальными религиозными конфессиями (православием, католицизмом, мусульманством, буддизмом, иудаизмом и др.) по следующим направлениям: в части постоянного осуждения не только актов насилия (особенно терроризма), но даже угрозы их совершения; усилить совместный контроль за деятельностью отдельных представителей всех религиозных конфессий, отклоняющихся от общепринятых догматов в сторону возбуждения, разжигания или распространения национальной и религиозной вражды и розни; совместно в средствах массовой информации в образовательных учреждениях, в сети Интернет, организовать целенаправленное формирование отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, обоснованную и конструктивную критику экстремистских идей и пр. В этом случае официальные традиционные конфессии будут задействованы в качестве субъектов противодействия молодежному экстремизму.
3. Органам местного самоуправления совместно общественными, этническими и религиозными общинами следует более активно использовать позитивный потенциал этнических обычаев, традиций, в том числе путем организации общественных мероприятий, посвященных культуре разнообразных этносов.
О мерах по профилактике и противодействию национально-политическому экстремизму
Экстремизм во всех его проявлениях выступает одной их основных проблем, дестабилизирующих устойчивое развитие любого современного общества, в том числе и российского. На практике экстремизм проявляется преимущественно в сфере политических, национальных, конфессиональных, общественных отношений.
Органами государственной власти ведется разнообразная работа по предотвращению проявлений политического и религиозного экстремизма в молодежной среде как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в том числе в сфере законодательства, в создании специальных комиссий и рабочих групп, разработке планов и стратегий, организации тематических мероприятий и т.п.
Национальный и политический экстремизм является опаснейшим явлением, направленный на угрозу государственной власти и системы государственного управления, разрушению, разжиганию нетерпимости, игнорирующим общественные интересы, выражающим притязания на власть в обществе незаконными и противоречащими нормам морали и общественного поведения методами.Этнонациональный и политический экстремизм на современном этапе является самой серьезной угрозой для общественно-политической стабильности России в целом, вызовом со стороны деструктивных сил как внутри страны, так и из-за рубежа.
Важной объективной причиной возникновения этнонационального и политического экстремизма являются разнообразные межнациональные (этнополитические) конфликты. Конфликтам такого рода сопутствуют противоречия социально-экономического, территориального, демографического и иного характера. «Во многом благодатной почвой для деятельности экстремистски настроенных лиц является рост националистических настроений в обществе, которому способствуют активные миграционные процессы. В такой ситуации любое преступление, любой конфликт на бытовой почве может спровоцировать как мирные протестные акции, так и массовые драки», — сказал в Совете Федерации глава МВД РФ Владимир Колокольцев.
Этнополитические конфликты начинаются, как правило, с изменения сложившейся социально-политической ситуации, затронувшего интересы различных слоев и групп населения, политических партий, общественных движений и объединений, выступающих с определенными требованиями в качестве субъектов политического процесса. Особенность таких конфликтов состоит в том, что степень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий по использованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности, а также использованию всевозможных техник примирения. Причина устойчивости подобных конфликтов кроется в эмоцианально-чувственной сфере, в отношении к людям другой национальности.
Этнонациональный и политический экстремизм проявляется как на уровне политических институтов (национальных движений), так и на межличностном бытовом уровне. На данном уровне формируются разнообразные степени враждебности, недоброжелательства, провоцируются стихийные мятежи и выступления, совершаются террористические акты.
Национальные и политические движения представляют собой сложную структуру, куда входит ряд компонентов, от содержания которых зависят реализация национальной общностью своих задач и целей в области государственный власти. Особое значение имеет национальная идеология, в которой формулируются основные цели и задачи национального движения. Национальная идеология выступает идейной и духовной основой массовой национальной идентификации, то есть осознания широкими слоями населения своей приобщенности к данной национальной группе, понимания людьми уникальности и непреходящего значения разделяемых ими групповых норм и ценностей для собственной жизнедеятельности. Характер идеологических целей национальных движений, как правило, зависит от уровня массового национального самосознания. На формирование национального самосознания большое влияние оказывают религиозные воззрения как фактор складывания народного менталитета, связанного с историей становления и развития данной общности.
В формировании национального, политического и религиозного экстремизма особая роль принадлежит национальным, политическим и религиозным элитам, играющим главную роль в формировании политического облика. Идеологические вожди, как правило, всегда прикрываются «национальным интересом». Они формулируют национальные интересы, лежащие в основе повседневной деятельности этих политических и религиозных сил.
Наибольшую актуальность приобрели на современном этапе вопросы, связанные с влиянием внешнего фактора на процессы распространения экстремизма в России. Идеология экстремизма и терроризма подвергает, разрушает наши традиционные нравственные ценности, общественный уклад, историю. Не секрет, что государства Востока и Запада имеют свои геополитические и геостратегические интересы в Кавказско-Каспийском регионе, и поэтому они пытаются дестабилизировать обстановку играя на национальных чувствах народа. Несомненно, борьба за доступ к нефтяным и газовым ресурсам угрожает безопасности не только России и многих государств Евразии.
Религиозно-политический экстремизм — это религиозно мотивированная или прикрытая религиозными положениями деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, а также возбуждение религиозной вражды и ненависти.
По мнению специалистов, религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговоров и компромиссов. Последователи религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политические взгляды, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.
Огромное значение в борьбе с национально-политическим и религиозным экстремизмом имеет система организации идеологической работы. Необходимо разработать методы и формы идеологической работы и вести активную пропагандистскую работу среди молодежи и населения. Необходимо озаботиться поиском тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма.
Об особенностях проявления этнического экстремизма и меры противодействия
Этнический экстремизм — один из самых распространенных сегодня видов экстремизма в ХХI в. Этнический национализм обладает большой властью и непредсказуемостью и экстремизм на этой почве превратился в реальную проблему. В основе этнического экстремизма лежит противоречие между признанием естественного права народов самим определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства.
Этнический экстремизм проявляется в дестабилизированных регионах со сложными межнациональными отношениями, в основном на фоне социально-экономического кризиса. Этническому экстремизму подвержены группы, объединенные общими внешними и внутренними психологическими чертами — род и племя, народность и нация. Этнический экстремизм оказывает определенное влияние на политическую жизнь, стремясь отстоять и расширить права этноса, так как считает свою этнонацию высшей ценностью. Адепты этнического экстремизма выступают с позиций защиты и поддержки интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология связана с воинствующим национализмом и шовинизмом, политика основана на этническом насилии в той или иной форме. Этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей, считая свою этнонацию высшей ценностью, при этом стремится и расширить права этноса в политической и иных сферах жизни.
Экстремисты, насилием утверждая этничность, намеренно привлекают к себе внимание государственных структур, предстают в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Пока осуществляется насилие, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий используются как средство для достижения своей цели. Конечной целью этноэкстремистов является создание государственного образования, в котором они могут претендовать на политическую власть.
Этнический экстремизм в современности затрагивает проблемы национальной безопасности: возбуждения расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к нас
20.08.2020