«У нас большой опыт работы с «КАМАЗом», закуплено много автобусов их производства и дорожной техники — самосвалы, грузовики. Предприятие работает в рамках нашего научно-образовательного центра по программе «Чистый уголь – зеленый КуZбасс», вместе создали новые разработки современной карьерной техники. Сегодня мы увидели инновационные образцы, и наша задача — быстро внедрить их на предприятия региона. КуZбасс станет площадкой для испытаний, потому что главные эксперты — это наши кузбасские угольщики. Здесь работают крупнейшие мировые производители. Сейчас эта ниша освобождается в связи с санкциями, и мы считаем, что «КАМАЗ» должен занять достойные позиции. Мы со своей стороны готовы оказывать всю необходимую помощь», — сказал Сергей Цивилев.
Глава региона отметил, что одновременно с внедрением новой карьерной техники «КАМАЗ» будет создаваться сервисный центр. Также организуют обучение водителей. Сергей Цивилев предложил использовать опыт КуZбасса по созданию учебных площадок, оснащенных симуляторами техники. Это позволяет получать профессиональные знания и навыки в условиях, максимально приближенных к производственным процессам.
«Сегодня мы наметили дальнейшие шаги сотрудничества, уже в этом году отправим в КуZбасс наши изделия для опытной эксплуатации. Также мы рассмотрели возможность сбора такой техники здесь при поддержке региона», — прокомментировал заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директор по развитию Ирек Гумеров.
Участники совещания обсудили потребность горнодобывающих предприятий КуZбасса в карьерных самосвалах КАМАЗ и их готовность в проведении эксплуатационных испытаний техники, вовлечение профильных предприятий КуZбасса в процесс производства.
На базе КузГТУ при содействии НОЦ «КуZбасс» и ПАО «КАМАЗ» создан уникальный кластер инновационного машиностроения. Базовым проектом стала разработка беспилотных карьерных самосвалов челночного типа в рамках комплексной научно-технической программы «Чистый уголь – зеленый КуZбасс». Финансирование проекта составит 250 млн рублей из федерального бюджета. Над проектом работают 45 исследователей и инженерно-технических работников, 150 студентов и аспирантов.
На российском рынке подобных разработок для оснащения горных машин нет. Инновационная конструкция позволит машине двигаться по заданному маршруту в роботизированном режиме. Это исключит маневры под погрузкой и на отвале, как следствие, уменьшит эксплуатационные расходы на перевозку горной массы за счет увеличения производительности, также сократятся расходы на топливо и затраты на крупногабаритные шины.
Ранее вуз завершил второй этап теоретических исследований, спроектировал цифровую систему диспетчеризации угольного карьера. Машиностроители КуZбасса уже разработали опытные образцы самосвальной платформы и гидроцилиндров для ее подъема, а также мотор-колес.
С открытием кластера ученые изучат динамику движения карьерного самосвала с помощью имитационного моделирования, разработают программно-аппаратный комплекс и с его помощью спроектируют систему беспилотного движения. За 2024-2025 годы кластер планирует создать самосвалы грузоподъемностью 90, 125, 220 и 240 тонн.