АДМИНИСТРАЦИЯ
ТИСУЛЬСКОГО
района

Природоохранная прокуратура

21.01.2020

Кемеровская природоохранная прокуратура разъясняет порядок заготовки валежника

В соответствии с частью 2 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации валежник относится к недревесным лесным ресурсам. Сбор валежника гражданами для собственных нужд осуществляется свободно и бесплатно. К заготовке и сбору гражданами валежника для собственных нужд не применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации о заключении договоров аренды лесных участков. Однако при заготовке валежника граждане обязаны соблюдать установленный порядок его сбора: осуществлять исключительно ручным способом без рубки лесных насаждений, соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности.
Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Заготовка валежника (лежащие на поверхности земли остатки стволов деревьев, сучьев, не являющиеся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, или образовавшиеся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале) может осуществляться в лесах любого целевого назначения в течение всего года.
Нарушение правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, в частности валежника, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 500 руб. (пункт 3 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

06.11.2018

Ответственность за нарушения водного законодательства

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа за следующие виды водных нарушений:- самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на воды;- загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления;- ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;- забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное производство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;- повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации.Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:
- загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК РФ); - загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате-риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды (ст. 252 УК РФ).Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязнение, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подобных же административных проступков осуществляется по квалифицирующим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения законодательства об ответственности за экологические правонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при-чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.Согласно ст. 69 Водного кодекса РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

 

02.11.2018

КЕМЕРОВСКАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ.

На территории Кемеровской области действует Закон № 87-03, принятый в 2007 году в целях установления порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд. В 201 5 году в указанный закон были внесены изменения, направленные на увеличение предельного объема заготовки гражданами древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений. На сегодняшний день гражданин может заготовить: для строительства индивидуального жилого дома - 120 м.З деловой древесины (I раз в 50 лет); для возведения иных строений, за исключением индивидуальных жилых домов - 40 м.З деловой древесины (1 раз в 30 лет); для ремонта и реконструкции индивидуального жилого дома - 35 м.З деловой древесины (I раз в 10 лет); для ремонта и реконструкции иных строений, за исключением индивидуальных жилых домов - 30 м.З деловой древесины (1 раз в 15 лет); для отопления — 15 м.З дровяной древесины (ежегодно); для иных собственных нужд - 5 м.З деловой древесины (1 раз в 3 года). Договор с гражданином, имеющим на праве общей долевой собственности имущество, являющееся необходимым условием реализации его права осуществлять заготовку древесины для собственных нужд, заключается на объем древесины, определенный пропорционально его доли в имуществе, от нормативов, установленных Законом Кемеровской области от 30.06.2007 № 87-03, если иное не будет предусмотрено соглашением участников общей долевой собственности. Для заключения договора купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для собственных нужд гражданин должен обратиться в территориальный отдел департамента лесного комплекса Кемеровской области (лесничество) с соответствующим заявлением, приложив к нему документ, удостоверяющий личность гражданина, а также, в соответствии с заявленным видом собственных нужд, разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома (при заготовке древесины для строительства, ремонта и реконструкции индивидуального жилого дома), правоустанавливающий документ на земельный участок (при заготовке древесины для возведения, ремонта и.. реконструкции иных строений, за исключением индивидуальных жилых домов), технический паспорт жилого помещения, содержащий сведения о наличии печного отопления, правоустанавливающий документ на жилое помещение с печным отоплением (при заготовке древесины для отопления). В случае непредставления гражданином указанных документов (за исключением документа, удостоверяющего личность гражданина), лесничество самостоятельно запросит такие документы в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в органах государственной власти, органах местного самоуправления. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины, установленными приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами.